Статья 14223

Название статьи

Онлайн-образование: перспективы профессионального развития специалиста 

Авторы

Наталья Владимировна Корж, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), natalya.korzh@mail.ru
Вадим Николаевич Супиков, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), supikov.vadim@mail.ru

Аннотация

Актуальность и цели. В современном обществе процесс профессионального развития личности рассматривается как условие успешного достижения профессиональных целей и должностных высот. Сегодня востребованный специалист на рынке труда должен не только обладать профессиональным опытом, но и иметь способность к самообучению. В условиях становления цифрового общества происходит трансформация образовательного процесса. Изменения расширили доступ к образовательным ресурсам различных групп населения, в связи с этим большой популярностью в обществе стало пользоваться онлайн-образование. Если школа и профессиональные учебные заведения чаще сохраняют привычный формат обучения, то дополнительное образование больше стало предоставляться в смешанном или онлайн-формате. Многие специалисты отдают предпочтение такой форме обучения, которая способствует росту рынка этих образовательных услуг по всему миру. Целью данной работы является анализ трансформации процесса обучения и выявление возможностей онлайн-образования для профессионального развития специалиста. Материалы и методы. В качестве эмпирической базы были использованы данные авторского исследования, проведенного среди молодежи Пензенской области (2023 г., n = 395), а также вторичный анализ данных Всероссийского центра изучения общественного мнения. Рынок онлайн-образования был проанализирован на основе материалов, представленных BusinesStat и компанией «Нетология». Результаты. Среди специалистов ценность образования сохраняется, несмотря на происходящие изменения в данном процессе. Молодые специалисты делают акцент на том, что в современных условиях получение высшего образования не достаточно для достижения профессиональных результатов. В связи с этим специалисты после окончания учебного заведения продолжают обучение. Такая тенденция привела к появлению новых форм обучения, образовался EdTech-рынок. Анализ рынка онлайн-образования показал, что с каждым годом в России количество реализуемых образовательных программ увеличивается, также как и количество обучающихся. Данные показывают, что востребованные программы обучения связаны с формированием цифровых компетенций. Выводы. Образование всегда имело высокую ценность в профессиональной деятельности. На современном этапе развития общества усложняются производственные и организационные процессы, что непосредственно отражается на институте образования. В связи с этим профессиональное развитие личности зависит не только от личностных, но и от внешних факторов. Непрерывность профессионального развития на современном этапе развития общества способствовала широкому использованию обучения с помощью цифровых средств. По результатам исследования было выявлено, что большинство предпочитают онлайн-обучение из-за возможности альтернативы времени обучения и отсутствия географических барьеров. Таким образом, онлайн-образование дает дополнительные перспективы развития личности в современных условиях.

Ключевые слова

социальный институт образования, профессиональное развитие личности, онлайн-образование, ценность, цифоровизация

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Корж Н. В., Супиков В. Н. Онлайн-образование: перспективы профессионального развития специалиста // Известия высших учебных заведений.
Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2. С. 156–169. doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-14

 

Дата создания: 28.06.2023 14:55
Дата обновления: 17.08.2023 09:30